ПРОГРАМА «РОСТА»
(РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗАТОРСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ТАЛАНТЛИВЫХ АКТИВИСТОВ)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Преамбула.
2. Цели и
задачи.
3. Основные
направления и формы деятельности.
4. Ресурсное
обеспечение программы.
5. Научно-методическое
и кадровое обеспечение программы
6. Механизмы
реализации программы.
7. Предполагаемый
социальный эффект.
1. ПРЕАМБУЛА.
Наше государство медленно, но верно движется по пути к демократии. На
сегодняшний день накоплен некоторый демократический опыт и создана определенная
база для развития институтов гражданского общества.
Важнейшим механизмом гражданского общества должны
стать инициативы граждан, как индивидуальные, так и групповые, когда они
(граждане) реализуют свой социальный статус через независимое, активное и
ответственное участие в общественном процессе - через включение в управление
обществом и государством. Но на сегодняшний день в российском обществе царит
гражданская пассивность. Для успешного решения этой проблемы, в первую очередь,
необходимо формирование и развитие у подрастающего поколения демократического
сознания, мотивации к гражданскому участию, социально-активной деятельности.
Перспективы развития нашей страны неразрывно связаны с формированием активной
гражданской позиции, воспитанием эффективных управленцев-организаторов
завтрашнего дня.
И здесь важную
роль играют подростковые и
молодежные общественные объединения, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.
Именно здесь встречаются потребности общества в лидерах с потребностью многих молодых людей
самореализации и в утверждении себя в обществе.
В нашем городе такой уникальной «Школой
лидерского мастерства», является Школьный Актив Города. За 4 года работы ШАГ сформировался, как комплексная система
социализации старшеклассников, выделения социально-активных личностей с
развитыми лидерскими качествами и помощи в реализации их потенциала. Весь трехлетний опыт работы ШАГа
показал, что назрела жизненная необходимость в
выработке комплексного подхода к реализации целей организации. Реализация
предыдущих программ ШАГа была неполной
в силу трех основных причин:
1) недостаток
педагогических кадров;
2) отсутствие
необходимой материально-технической базы;
3) пассивность некоторых
членов ШАГа.
В настоящей Программе предусмотрены меры по устранению
этих причин.
Программа является попыткой
аккумулирования как уже накопленного
опыта, так и новых идей, форм и методов работы, использования аналогичных
программ Городского клуба старшеклассников и учащейся молодежи города Костромы,
Ассоциации учащейся молодежи РСМ, ВДЦ «Орленок».
Программа рассчитана на период до 2003 года и призвана внести свой вклад в построение в России гражданского
общества.
2. ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ
1.1.
Цели
ИВГООС «ШАГ»:
-
формирование
активной гражданской позиции старшеклассников;
-
создание
благоприятной среды для самоопределения и самореализации старшеклассников;
1.2.
Задачи
ИВГООС «ШАГ»:
-
создание
единой действующей системы органов ученического самоуправления школ с центром в
ИВГООС «ШАГ»;
-
реализация
творческого и интеллектуального потенциала старшеклассников;
-
развитие
организаторских способностей школьников, воспитание лидеров в школьной среде;
-
поддержка
социально значимых инициатив старшеклассников;
- формирование управленческой культуры обучающихся для содействия процессу становления гражданского общества.
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Комитет по
организационно-массовой работе.
Цели:
1)
включение старшеклассников в активную социально-значимую
деятельность, развитие гражданской инициативы;
2)
создание условий
для полноценного общения, творческого роста и содержательного отдыха
старшеклассников.
Это
направление является собирательным и включает в себя следующие разделы:
-
организация и проведение городского конкурса КВН школьных
команд;
-
проведение общегородских акций: «Мы за чистый город», «За здоровый
образ жизни», «С любовью к городу», «Письмо Деду Морозу» и др.
-
проведение Балов для старшеклассников;
-
проведение конкурсов, концертов, фестивалей творческих
учащихся;
-
участие в городских молодежных праздниках;
-
организация досуговой деятельности среди членов ШАГа;
-
обучение членов ШАГа технологиям организации и
проведения досуговых мероприятий;
-
обучение членов ШАГа основам актерского мастерства.
3.2.
Комитет
по вопросам правовой культуры и развитию ученического самоуправления.
Цели:
1) получение старшеклассниками правовых знаний
и развитие умения их применять в
реальной жизни
2) реализация идеи создания единой
взаимодействующей системы органов ученического самоуправления с центром в ШАГе.
Это направление является собирательным и включает в себя следующие разделы:
- учебные занятия для членов ШАГа по праву;
-
разработка и проведение тематических ролевых игр;
-
создание нормативно-правовой базы ШАГа как практическое
применение полученных знаний;
-
проведение конкурсов правовой направленности;
-
участие и проведение Либеральных клубов по программе ФФН;
-
помощь органам ученического самоуправления в составлении
правовой документации;
-
организация встреч с представителями законодательной и исполнительной ветвей
власти, в том числе
правозащитных организации;
-
систематизация успешного опыта работы школ города;
-
создание и поддержание базы данных об органах
самоуправления в школах;
-
работа Координационного совета руководителей органов
ученического самоуправления;
-
проведение общегородских конкурсов между органами
самоуправления школ;
-
организация и проведение Фестиваля школьного
самоуправления;
-
оказание методической и организационной помощи школам в
создании и развитии органов ученического самоуправления.
-
проведение встреч, семинаров с активами школ.
3.3. Комитет по связям с
общественностью.
Цели: 1) создание и обеспечение позитивного
имиджа организации во внешней среде;
2)сплочение членов организации, основанное на правде и полной информированности, минимизация возникающих конфликтов в
коллективе в целях повышения
эффективности деятельности организации.
В этом
направлении планируются следующие основные мероприятия:
·
исследование общественного мнения, анализ статистических
данных, обобщение данных
социологических, психологических и
экономических исследований;
·
анализ публикаций в прессе по важным для организации вопросам;
·
контакты с журналистами;
·
работа с Ассоциацией Молодежных Ивановских Клубов и
Объединений;
·
межрегиональные контакты;
·
подготовка информационных материалов (брошюр, статей,
пресс-релизов) для прессы, органов
управления организацией;
·
информационное
воздействие на органы законодательной и
исполнительной власти;
·
организация и проведение брифингов, пресс-конференций;
·
участие в организации и проведении рекламных кампаний,
выставок, дней открытых дверей;
·
организация сотрудничества между школами.
3.4.
Комитет по
информационно-издательской
деятельности.
Цель: формирование информационной компетентности
школьников.
Планируемые
пути реализации этого направления:
- издание
информационных бюллетеней о деятельности ШАГа;
- работа
ПРЕСС-ЦЕНТРА по выпуску настенных и компьютерных газет;
- статьи о
ШАГе в городские и областные газеты;
- организация
и проведение спецкурсов по журналистике и информационной культуре;
- участие в
теле и радио передачах по молодежной проблематике;
- работа
Художественного совета по оформлению стендов, плакатов и т.д.;
издание методической литературы.
3.5.
Развитие
организационной культуры.
Данное направление является одним из основополагающих и представляет
собой работу с Лестницей РОСТА: активист, мастер, магистр, советник. Такая иерархия
членов ШАГа служит стимулом карьерного роста и мотивирует к активной
организаторской деятельности. Переход по ступеням осуществляется на основании
«зачетных книжек» члена ШАГа, в которых фиксируется деятельность в различных
ролях (микро и макро организатора, участника и т.д.) и происходит на церемониях
посвящения.
На сегодняшний день ШАГ выстраивает свою
корпоративную философию, воспитывает в своих членах корпоративный дух и
корпоративную культуру.
Для
развития организационной культуры Программа предусматривает:
-
определение основных ценностей организации, как
инструментальных, так и внутренних;
-
совершенствование и укрепление собственных традиций,
обрядов и ритуалов;
-
оформление истории организации;
-
оформление помещения Шага с помощью лозунгов, плакатов,
настенных газет, собственной печатной продукции;
-
изготовление различных знаков продвижения по Лестнице
РОСТА.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программу предполагается финансировать из следующих источников:
- городской
бюджет;
- областной
бюджет;
- городские,
областные, общероссийские и международные фонды и некоммерческие организации;
- средства
спонсоров;
- собственные
средства.
Финансирование основных мероприятий Программы из городского бюджета предполагается
осуществлять при поддержке Управления образования и Комитета по делам молодежи
администрации города.
Планируется максимальное привлечение средств из внебюджетных источников
через участие в конкурсах программ и проектов всероссийских и международных
фондов и организаций.
Собственные средства планируется получить от продажи методической
литературы, оргвзносов и продажи
билетов на мероприятия, проводимые
ШАГом и др.
5.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Кадровое обеспечение Программы основано на привлечении выпускников ШАГа
- студентов ВУЗов, педагогов школ города.
Для повышения эффективности реализации программы предполагается широкое
сотрудничество с Муниципальным учебным
научно- методическим центром работников
образования г. Иванова.
6.МЕХАНИЗМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Организация, проведение и контроль мероприятий, проводимых в рамках
данной программы, проводится руководством организации – руководителем,
координатором и Магистратом.
Для
реализации Программы ШАГ активно взаимодействует с общественными объединениями,
учреждениями дополнительного образования, коммерческими организациями,
способными оказать конкретную помощь.
Кроме
того, можно выделить следующие элементы механизмов реализации Программы:
- упрочение
материально – технической базы;
- привлечение
специалистов различного профиля (психологов, журналистов, профессиональных
управленцев, юристов и др.)
- использование
инновационных и продуктивных форм и методов работы;
- привлечение
профессиональных и заинтересованных кадров для работы в ШАГе.
-
7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
- формирование
у подрастающего поколения демократического сознания, мотивации к гражданскому
участию, социально – активной деятельности;
- реализация
гражданских инициатив старшеклассников;
- создание условий
для творческого и личностного роста старшеклассников;
- обеспечение
досуга и занятости старшеклассников;
- формирование
информационной компетентности школьников;
- актуализация
ответственного отношения к процессу и продукту своей деятельности;
- обретение
старшеклассниками собственного социального опыта и активного самопостроения
личности;
- удовлетворение
потребности в общении как ведущей деятельности подросткового возраста.